Новости Памятка об основах противодействия распространению экстремистской и террористической идеологии в молодежной среде для сотрудников образовательных организаций

Памятка об основах противодействия распространению экстремистской и террористической идеологии в молодежной среде для сотрудников образовательных организаций

    Экстреми́зм – приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны.
      Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
     Преступления экстремистской направленности – преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Согласно требованиям ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности наступает с 16-летнего возраста.
     За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ) предусматривает ответственность за противоправные действия, которые могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, такие как:

- нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);

- производство и распространение экстремистских материалов
(ст. 20.29 КоАП РФ).

Наиболее строгая форма ответственности за осуществление экстремистской деятельности – уголовная, которая наступает за:

- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности
(ст. 280 УК РФ);

- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);

- организация экстремистского сообщества, а также участие в экстремистском сообществе (ст. 282.1 УК РФ);

- организация деятельности экстремистской организации, а также участие в экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ);

- геноцид (ст. 357 УК РФ).

Одним из средств своевременного предупреждения вовлечения подростков в террористические группировки и противодействия вербовочной пропаганде, проводимой представителями террористических организаций, является профилактическая работа в образовательном учреждении.

Для того чтобы своевременно предотвратить деструктивные проявления в ученической среде, а также выявить обучающихся, склонных к совершению противоправных действий экстремистского характера, профилактическая работа в образовательной организации должна быть выстроена в соответствии со следующими принципами:

комплексность – представляет собой согласованное взаимодействие образовательной организации с муниципальным органом управления образованием, территориальными органами правопорядка и муниципальной Комиссией по делам несовершеннолетних по вопросам реализации единой стратегии всесторонней профилактической деятельности;

системность – обеспечивает планомерное проведение теоретических и практических мероприятий антиэкстремистской и антитеррористической направленности, формирующих у обучающихся систему ценностей, знаний и навыков, обеспечивающих безопасное поведение детей и подростков в обществе;

актуальность – заключается в соответствии содержания и организации профилактической работы реалиям связанной с возникновением террористических угроз политической и социально-культурной обстановки в регионе, стране и мире;

адресность – предполагает адаптацию методов и приемов профилактики для каждого отдельного коллектива учащихся, каждого отдельного подростка.

Методы осуществления педагогическим коллективом деятельности, направленной на профилактику распространения экстремистской и террористической идеологии:

1. Плановое проведение профилактических мероприятий по темам, связанным с формированием у детей и подростков стойкого неприятия образа жизни, взглядов и действий экстремистских и террористических группировок, в том числе с привлечением сотрудников территориальных органов правопорядка;

2. Проведение профилактических занятий с демонстрацией видео-фильмов о последствиях вовлечения в деятельность деструктивных религиозных организаций (Свидетели Иеговы, Мармоны и пр.);

3. Проведение занятий, направленных на повышение грамотности детей и родителей в вопросах обеспечения информационной безопасности при пользовании сетью Интернет, а также разъяснение возможных угроз, связанных с общением с неизвестными лицами в социальных сетях;

4. Освещение в рамках преподавания предметов «обществознание» и «ОБЖ» правовых основ противодействия терроризму и экстремизму;

5. Плановое проведение мероприятий с приглашением сотрудников органов правопорядка в целях разъяснения обучающимся методов воздействия и вовлечения молодежи в деструктивные группировки, правил защиты в случае давления и манипулирования, а также последствий и видов ответственности за противоправные действия экстремистского и террористического характера.

6. Организация мониторинга учебных программ и пособий с целью выявления материалов, содержащих лозунги, призывы, пропаганду и иную информацию экстремистской направленности;

7. Организация адресной работы с детьми лиц, осужденных за преступления экстремистского либо террористического характера.

8. Осуществление взаимодействия с подростковыми общественными объединениями, вовлечение их в жизнь образовательной организации, проведение совместных школьных мероприятий;

9. Организация в образовательном учреждении факультативного курса по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму, создание стендов антиэкстремистской и антитеррористической направленности в учебных заведениях;

10. Разработка и реализация с участием родительской общественности комплекса мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма среди подростков, включая создание клубов интернациональной дружбы;

11. Выявление фактов детского неблагополучия и отсутствия по этой причине учащихся на занятиях, принятие мер по их возвращению в учебные заведения;

12. Осуществление взаимодействия с представителями территориальных подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Приморскому краю в целях своевременного принятия мер в отношении детей и подростков, отличающихся девиантным поведением, а также организации совместной адресной работы по уже выявленным фактам участия несовершеннолетних в экстремистской и террористической деятельности;

13. Установка одним из критериев качества воспитательной работы количественный показатель, отражающий зависимость ее состояния от числа обучающихся (воспитанников), привлеченных к уголовной и административной ответственности.

Руководство мероприятиями по противодействию терроризму и экстремизму осуществляет руководитель образовательного учреждения. Для организации практических действий и работы с документами по этим вопросам решением руководителя назначается ответственный – один из сотрудников образовательного учреждения, обладающий опытом руководящей работы.

Планирование работы в образовательном учреждении по вопросам противодействия терроризму и экстремизму осуществляется на календарный год с поквартальным делением. В план работы включаются: совещания по вопросам противодействия терроризму и экстремизму, инструктажи и тренировки, практические мероприятия, в т.ч. мероприятия, приуроченные ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), разработка инструкций и памяток, планов проведения тренировок, учений, а также мероприятия с привлечением УМВД, УФСБ по Приморскому краю, родительской общественности и пр.. План работы утверждается руководителем образовательного учреждения.

Руководителем также утверждается алгоритм действий в случае выявления детей с признаками вовлечения в деструктивную идеологию, в соответствии с которым при обнаружении подобных признаков:

- педагогический работник обязан сообщить о случившемся ответственному за организацию антиэкстремистской и антитеррористической деятельности в образовательном учреждении лицу,

- ответственный должен немедленно довести информацию до сведения руководителя организации,

- директор учреждения должен проинформировать руководителя муниципального органа управления образованием и территориальную Комиссию по делам несовершеннолетних,

- руководителю управления образованием необходимо передать сведения в департамент образования и науки Приморского края, территориальной Комиссии по делам несовершеннолетних – в Приморскую краевую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.